Получите консультацию прямо сейчас.

Тел: +7 (495) 646-12-96 Email: info@ikcexpert.ru Заказать звонок

+7 (495) 646-12-96
646-12-76

Часы работы

Будни 9.30 - 18:00

В выходные принимаем заявки на почту

Навигация

Специальная оценка условий труда

Введите свой e-mail, если хотите
получать нашу рассылку

Online сервис

Новости

Постановление 06.10. 2017 Правительства РФ № 1219

23.10.2017

Рассказываем подробно о том кого коснется новое постановление

Изменения в области СРО в 2017 году

04.08.2017

Изменения коснутся всех строительных фирм


Мы в

Мы в

Вопрос-ответ по специальной оценке условий труда

ВНИМАНИЕ!!! Для проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) необходимо обращаться по тел.: (495)646-12-96

Сегодня на территории РФ работодатель осуществляет надзор за лабораторными испытаниями производственных факторов, которые имеет место быть на рабочих местах: влажности, температуры, шума, вибрации и т.д. Эта обязанность руководителя определена в санитарных правилах СП 1.1.1058-01, утвержденных Главным санврачом РФ Постановлением № 18 от 13.07.2001г. Все работодатели, будь то индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо должны в обязательном порядке выполнять требования законодательства в области санитарии посредством проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий (далее СПМ) на своих предприятиях, а также осуществления производственного контроля (далее ПК) за соблюдением норм санитарного законодательства. Из этого следует вывод, что каждый работодатель должен в соответствии с СП 1.1.1058-01 провести производственный контроль и информацию о его результатах предоставляет в Роспотребнадзор по требованию. Далее в соответствии с ФЗ «О СОУТ» № 426 от 28 декабря 2013 года результаты исследований (испытаний), а также измерений опасных (или вредных) ПФ, выполненные испытательной лабораторией, прошедшей аккредитацию в установленном законом РФ порядке при выполнении ПК на рабочих местах могут быть использованы, как результаты исследований (испытаний) а также измерений опасных (или вредных) ПФ для СОУТ. Единственное условие, чтобы производственный контроль проводился не раньше, чем за полугодие до проведения СОУТ. Решение об использовании результатов ПК при проведении СОУТ по представлению эксперта предприятия , проводящего СОУТ, принимает комиссия. Из вышесказанного следует, что если на вашем предприятии был проведен производственный контроль при строгом соблюдении СП 1.1.1058-01 не раньше чем за полгода до проведения СОУТ, то по представлению эксперта предприятия, проводящего СОУТ комиссия вправе дать разрешение на то, чтобы полученные результаты могли быть использованы.
В статье 27 части 4 ФЗ-426 «О СОУТ» от 28 декабря 2013 указано, что если на предприятии АРМ (аттестация рабочих мест) выполнена до 31 декабря 2013г., то нет надобности проводить СОУТ повторно следующие 5 лет по окончании аттестации. Итоги АРМ, выполненной до 31 декабря 2013 г., могут быть взяты для назначения работникам размеров компенсаций в течение 5 лет с момента окончания аттестации. Следовательно, до проведения СОУТ все компенсации выплачиваются полностью по старым нормам, а решение работодателя об их отмене, якобы с началом действия Закона № 421-ФЗ с 01 января 2014г. является неправомерным. Если же работодатель планирует пересмотреть ранее установленные компенсации за вредность, то по статье 27 части 4 ФЗ-426 от 28 декабря 2013 «О СОУТ» он может до завершения действия уже имеющихся на предприятии итогов АМР провести СОУТ, и, может такое произойти, что на этих рабочих местах создали такие условия, которые позволят работодателю отменить ранее обязательные доплаты. При этом СОУТ проводят по всем опасным и вредным ПФ, которые были ранее найдены на рабочих местах.
В статье 5 части 1 ФЗ-426 от 28.12.2013 «О СОУТ» прописано, что специальная оценка условий, в которых трудится коллектив любой организации, предусматривает создание работодателем комиссии по СОУТ. В статье 9 части 5 ФЗ-426 от 28.12.2013 «О СОУТ» прописано, что комиссия, созданная для СОУТ до начала своей работы определяет реестр рабочих мест, которые будут подвергаться СОУТ, затем его утверждает. По вышеизложенному можно подвести итог, что новая комиссия – новый перечень рабочих мест, а вот какой уже перечень утвердит комиссия, будет решать работодатель. Работодатель вправе не делать СОУТ на тех рабочих местах, которые ранее подвергались АРМ по условиям труда (итоги ее действительны еще пять лет с момента окончания). Это позволяет создать реестр с только не аттестованными рабочими местами. Но если работодатель решил провести СОУТ для всех рабочих мест своих сотрудников, то и в перечне соответственно все они появятся.
В соответствии с ФЗ-426 от 28.12.2013 «О СОУТ» внеплановая СОУТ проводится при следующих обстоятельствах:
  • в эксплуатацию вводятся вновь созданные рабочие места,
  • работодатель получил предписание от госинспектора по труду о проведении внеплановой СОУТ вследствие выявленных нарушений ФЗ-426, выявленных в ходе проведения федерального надзора по соблюдению нормативно-правовой базы трудового законодательства;
  • произошло изменение технологического процесса, замена оборудования, которое способно повлиять на степень воздействия опасных или (и) вредных ПФ на работников;
  • изменился состав используемых материалов или (и) сырья, который способен повлиять на степень воздействия опасных или (и) вредных ПФ на работников;
  • изменились используемые средства коллективной и индивидуальной защиты, способные повлиять на степень воздействия опасных или (и) вредных ПФ на работников;
  • на рабочем месте произошел несчастный случай (если без участия третьих лиц) или выявлено профзаболевание, причиной которого стало воздействие опасных или (и) вредных ПФ на работника;
  • выборные органы первичных профсоюзов или другого органа, представляющего работников предоставило мотивированное предложение о проведении внеплановой СОУТ.
Аттестация рабочих мест, где трудятся сотрудники с ПЭВМ, еще совсем недавно не проводилась. Действующий сегодня ФЗ-426 от 28 декабря 2013 «О СОУТ» не выполнение специальной оценки условий труда для рабочих мест с персональным компьютером не предусматривает, следовательно, проведение СОУТ там просто необходимо. Не выполнение СОУТ - грубое нарушение трудовой нормативно-правовой базы РФ.
Сегодня не проведение СОУТ для работодателя может грозить ответственностью, как административной, так и уголовной. В статье 5.27 Кодекса РФ об админ. правонарушениях указано, что какие-либо несоблюдения законов о труде и об охране труда за собой влекут следующую ответственность:
  • для должностных лиц – штраф 1000-5000 рублей, для лиц, занимающихся предпринимательством без создания юридического лица – 1000-5000 тысяч рублей (или остановка деятельности на три месяца), для юридических лиц – 30000-50000 рублей (или остановка деятельности на три месяца);
  • для должностных лиц, совершивших повторно нарушение, за которое ранее уже подвергались админ. наказанию – отстранение от деятельности сроком на 3 года.

Согласно статье 143 УК РФ нарушение требований ОТ лицом, которое несет ответственность за их соблюдение, повлекшее к нанесению тяжкого вреда здоровью работника несет следующую ответственность:

  • нанесение тяжкого вреда здоровью работника – штраф до 400 000 руб. или размер заработной платы за период до полутора лет или 180-240 часов исправительных работ или исправительные работы сроком до 24 месяцев или принудительные работы сроком на год или заключение в тюрьму на аналогичный срок с потерей возможности занимать некоторые должности;
  • причинение смерти работнику – принудительные работы сроком до 48 месяцев или заключение в тюрьму на аналогичный срок с потерей возможности занимать некоторые должности;
  • причинение смерти двум и более работникам - принудительные работы сроком до 60 месяцев или заключение в тюрьму на аналогичный срок с потерей возможности занимать некоторые должности.
В статье 116 ТК РФ (Трудового кодекса РФ) указано, что ЕДОО (ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск) полагается сотрудникам, на которых в процессе осуществления их трудовой деятельности действуют опасные или (и) вредные производственные факторы. Сразу необходимо обозначить, что только вредные условия (ВУ) труда, которые подтверждены документально, а не присутствие вредного производственного фактора (ПФ) или определенная профессия становятся основанием для предоставления ЕДОО. До 01 января 2014 года это определялось проведением АРМ. 7 дней – это минимальная величина ЕДОО, которая регламентируется постановлением № 870 от 20.11.2008г. Правительства Российской Федерации, причем предоставляется такой ЕДОО исключительно сотрудникам, рабочие места которых в соответствии с п.4.2 Р 2.2.2006-05 Руководства по гигиенической оценке трудового процесса и факторов рабочей сред, прошли аттестацию по 3 и 4 классу условий труда. А вот с 01.01.2014 года минимальный ЕДОО (7 дней) предоставляется сотрудникам, чьи рабочие места прошли СОУТ и по ее результатам были отнесены к опасным или вредным условиям труда второй, третьей или четвертой степени. Для каждого сотрудника продолжительность ЕДОО устанавливается персонально на основании межотраслевого (отраслевого) соглашения, трудового и коллективного договоров, но только после получения результатов СОУТ. Однако в статье 116 ТК РФ работодателям разрешается в соответствии с их финансовыми и производственными возможностями самостоятельно планировать дополнительные отпуска сотрудников. Их условия и алгоритм предоставления прописываются в коллективном договоре, а также в соответствующих нормативных актах, которые принимаются с учетом решений выборного органа первичного профсоюза.

Результаты проведения СОУТ (или АРМ) прямо пропорциональны размеру дополнительных пенсионных отчислений.

Если на предприятии занимаются своей профессиональной деятельностью сотрудники, имеющие полное основание на получение досрочной трудовой пенсии по возрасту, а СОУТ (или АРМ) не была проведена для их рабочих мест, то уже с 01.01.2013 года необходимо было начинать перечислять страховые взносы по определенным доп.тарифам, приведенным ниже:

Период, год

Дополнительный тариф СВ, %

2013 год

4,0

2014

6,0

2015 и последующие

9,0

Нормативно-правовая база:

  • № 212-ФЗ от 24.07.2009 года - статья 58.3, часть 1,
  • № 173-ФЗ от 17.12.2001 года - статья 27, пункт 1, подпункт 1 .

Также в отношении физических лиц, занимающихся определенным видом работ, уплачиваются следующие страховые взносы:

Период, год

Дополнительный тариф СВ, %

2013 год

2,0

2014

4,0

2015 и последующие

6,0

Нормативно-правовая база:

  • № 212-ФЗ от 24.07.2009 года - статья 58.3, часть 2;
  • № 173-ФЗ от 17.12.2001 года - статья 27, п 1, подпункт 2-18.

До определения на рабочих местах класса условий труда, в соответствии с алгоритмом, предусмотренным действующим законодательством, разрешается добавлять в стаж, для досрочного оформления трудовой пенсии по возрасту, этапы, когда работник выполнял свои должностные обязанности на указанной работе, но при условии начисления и последующей уплаты работодателем страховых взносов согласно с действующими тарифами.

Нормативно-правовая база:

  • № 421-ФЗ от 28.12.2013 года - статья 15 п.4;
  • № 212-ФЗ от 24.07.2009 года - статья 58.3, часть 2;
  • № 173-ФЗ от 17.12.2001 года - статья 27,п.3 и п 1, подпункт 2-18;•
  • № 426-ФЗ от 28.12.2013.
Ранее установленный на рабочих местах класс условий труда изменить можно, но для этого необходимо провести на них специальную оценку условий труда. Данная процедура должна осуществляться с учетом всех опасных или (и) вредных производственных факторов (ВОПФ), которые были выявлены на этих рабочих местах в соответствии с Классификатором ВОПФ Сама по себе СОУТ – это идентификация, исследования и измерения ВОПФ на всех рабочих местах. В соответствии со статьей 10 частью 1 Федерального закона № 426 от 28.12.2013 «О СОУТ» идентификация потенциальных ВОПФ – это сопоставление и определение совпадений факторов трудового процесса и производственной среды (ФПСТП), которые реально имеются на рабочих местах с их перечнем, установленным Классификатором ВОПФ. Следовательно, ВОПФ считаются только те ФПСТП, которые занесены в Классификатор ВОПФ и только их следует измерять и исследовать.
С 01.01.2014 года начало работать дополнение к статье 57 ТК РФ, которое требует внесения в трудовой договор, заключаемый с работником сведений, характеризующих условия труда в которых ему придется работать. Данное требование стало следствием принятия Федерального закона № 426-ФЗ «О СОУТ» от 28.12.2013 года, где акцентировано внимание на том, что работодатель должен будущему сотруднику охарактеризовать условия труда его рабочего места, проинформировать о риске, для его здоровья, который имеет место быть, о присутствующих там ВОПФ и о компенсациях и гарантиях, полагающихся ему при работе в таких сложных условиях. На основании этого в трудовом договоре, заключаемом с работником, должны обозначаться следующие моменты:
  • риск нанесения вреда здоровью;
  • полная характеристика условий труда;
  • защитные меры от ВОПФ, все виды полагающихся работнику компенсаций и гарантий.
В ФЗ-426 «О СОУТ» указано, что с января 2014 года аттестация рабочих мест, на которых трудятся работники любых предприятий, заменяется специальной оценкой, в соответствии с действующим законодательством. ФЗ «О СОУТ» не предполагает проведения сертификации, поэтому она для работодателей не является обязательной. Правила сертификации услуг и работ в РФ регламентируются Постановлением Госстандарта РФ № 17 от 05 августа 1997 года и применяются только в случае обязательной или добровольческой их сертификации. Из этого следует, что работодатель может стать владельцем Сертификата соответствия по охране труда исключительно добровольно.
В статье 212 ТК РФ и в ФЗ-426 от 28.12.2013 «О СОУТ» указано, что работодатель обязан осуществить специальную оценку для каждого рабочего места. В статье 3 части 3 этого же Закона СОУТ не проводится для следующих рабочих мест:
  • надомники;
  • дистанционные сотрудники;
  • работники, сотрудничающие с работодателями, не имеющими регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Поскольку должности охранника нет в вышеуказанном списке, то она подлежит СОУТ.
В статье 17 пункте 1 подпункте 5 ФЗ-426 от 28.12.2013 «О СОУТ» говорится о том, что внеплановая спецоценка условий труда должна осуществляться и при изменении типа средств коллективной и индивидуальной защиты, которые способны повлиять на степень воздействия ВОПФ на работников. В данном конкретном случае СОУТ должна проводиться. До того, как будут получены результаты СОУТ, работодатель обязан выплачивать работнику все положенные компенсации за ведение трудовой деятельности во вредных условиях на основании полученных итогов проведенной ранее АРМ.
В статье 27 пункте четыре ФЗ № 426-ФЗ «О СОУТ» от 28.12.2013 г. указано, что в последующие пять лет с момента завершения АМР руководитель имеет законное право не проводить СОУТ для рабочих мест, которые прошли аттестацию. Вывод: проводить СОУТ следует только по прошествии пяти лет с момента проведения АРМ, а значит в 2014 году.

В ФЗ № 426-ФЗ «О СОУТ»от 28 декабря 2013 года указано, что АРМ по условиям труда осуществлять нет надобности уже с 01.01.2014 г. Даже из Трудового кодекса понятие аттестация рабочих мест (АТМ) полностью исключено. На данный момент выполняют только специальную оценку условий труда.

Что касается в отношении договора, который заключался с аттестующей организацией, то в ФЗ № 426 –ФЗ специально были предусмотрены Переходные положения:

  • статья 27 – организации, которые оказывают услуги по АРМ по условиям труда, имеют все основания проводить СОУТ, но только до окончания периода действия аттестатов аккредитации их испытательных центров (лабораторий), но не позже, чем до 31.12.2018 года;
  • организации, имеющие испытательные лаборатории, время действия аттестатов аккредитации, которых заканчивается в 2014 году, имеют право проводить СОУТ только до 31.12.2014 года;
  • аттестующая организация, с которой заключался договор на проведение АМР в марте 2014 года имеет полное право провести уже СОУТ.

ФЗ № 426-ФЗ «О СОУТ» не отменяет действие Приказа № 342н «Об утверждении Порядка АРМ по УТ», изданноего Минздравсоцразвитием РФ 26.04.2011 г.

ФЗ № 421-ФЗ «О внесении правок в ряд законодательных актов РФ вследствие принятия Закона «О СОУТ»» от 28.12.2013г. информация о его отмене тоже отсутствует.

Однако если проанализировать два этих закона, то можно увидеть, что первый действовал исключительно до 01 января 2014 года, то есть до того момента, как заработал ФЗ «О СОУТ».

Мало того, существующие правки, внесенные в ТК РФ после введение в действие правовой нормы № 426-ФЗ, исключают понятие «АРМ» как таковое и заменяют его на «СОУТ».

Кстати, Закон № 426-ФЗ имеет больше юридической силы нежели Приказ № 342н.

Итак, можно резюмировать, что утвержденный Приказом № 342н Алгоритм АРМ по УТ сегодня не актуален, поскольку аттестация рабочих мест уже не проводится.

Аббревиатура:

УТ- условия труда,

СОУТ-специальная оценка УТ

АРМ- аттестация рабочих мест.

СОУТ – это следствие реформирования пенсионной системы в РФ. Ее цель – это переход от «списочной» методики назначения компенсаций и гарантий работникам опасных и вредных производств к более точному учету фактического воздействия на организм работника опасных и вредных факторов трудового процесса и производственной среды.

Аббревиатура: СОУТ - социальная оценка условий труда.

Согласно со статьей 212 Трудового Кодекса РФ СОУТ проводится руководителями предприятий для всех рабочих мест. Исключение составляют:

  • надомники;
  • дистанционные сотрудники;
  • работники, сотрудничающие с работодателями, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Аббревиатура: СОУТ - специальная оценка условий труда.

Результаты СОУТ учитываются при начислении страховых взносов в ПФ РФ. Именно от них зависит размер предоставляемых работнику компенсаций и гарантий. Кроме того, результаты СОУТ необходимы для различных мероприятий по охране труда: медосмотры, обеспечения средствами коллективной и индивидуальной защиты, оценки уровня проф.рисков, расследования появления профзаболеваний, возникновения несчастных случаев и т.д.

Страховые взносы в ПФ РФ по доп.тарифу за сотрудников, которые осуществляют свою трудовую деятельность на опасном и вредном производстве прямо пропорциональны результатам, полученным при проведении СОУТ. Следует сразу отметить, что на сегодняшний день в РФ существует два дополнительных списка - № 1 и № 2. В списке № 1 обозначены работники, которые работают на производстве с особо тяжелыми и особо вредными УТ, а также на подземных работах. В списке № 2 обозначены работники, которые работают на производстве с тяжелыми и вредными УТ. Вступление в действия Закона «О СОУТ» предусматривает определенную методику отчислений, а именно, чем хуже условия труда, тем отчисления выше и наоборот. В случае, когда УТ признаются безопасными для работника (на рабочем месте не выявлен опасный или (и) вредный фактор), то работодатель и вовсе освобождается от уплаты дополнительного тарифа. Кстати, сразу следует отметить, что ставка отчислений за осуществление трудовой деятельности в опасных и (или) вредных УТ на протяжении 2015 и 2017 гг будет постепенно увеличиваться. Подтвердить безопасные УТ как раз и можно при помощи СОУТ.

По степени вредности УТ бывают четырех классов:

  • первый класс – оптимальные,
  • второй класс – допустимые,
  • третий класс – вредные,
  • четвертый класс – опасные.

Проведение СОУТ может помочь снизить класс вредности УТ, тем самым уменьшить размер дополнительных взносов, если к примеру, доказать эффективность использования тех или иных средств защиты.

Согласно закону результаты, полученные при выполнении измерений и исследований в ходе проведения ПК можно учитывать при проведении СОУТ.

Если на рабочих местах не были выявлены опасные или (и) вредные ПФ, то в соответствии с существующей нормативно-правовой базой они подлежат декларированию соответствия. Им присваивается 2 класс вредности (допустимые условия труда). Декларация действует на протяжении 5 лет. Ее можно продлить автоматически еще на такой же срок, если на предприятии не было никаких несчастных случаев или профзаболеваний.

Если работодатель выполнит декларирование, то ему не нужно будет проводить дорогостоящие измерения и исследования потенциально опасных и вредных факторов трудового процесса и производственной среды.

Аббревиатура:

  • УТ - условия труда,
  • СОУТ - специальная оценка УТ,
  • ПК- производственный контроль,
  • ПФ - производственные факторы.

СОУТ осуществляет работодатель в тандеме с государственной организацией, имеющей соответствующие полномочия на оказание услуг в сфере охраны труда и внесенной в реестр Минтруда.

Проведение СОУТ предусматривает:

  • знание ФЗ «О СОУТ»;
  • обращение в государственную организацию, имеющую соответствующие полномочия;
  • составление полного списка рабочих мест вашей организации (структурное подразделение, название должности, принадлежность к одному из доп.списков, количество сотрудников, сырье, материалы, оборудование, приспособления, инструменты, название рабочих зон);
  • тщательное изучение и подписание договора на оказание соответствующих услуг по осуществлению СОУТ;
  • предоставление экспертам доступа ко всем рабочим зонам и рабочим местам;
  • получение комплекта документов и сопроводительного письма.


Наши клиенты

Заказ обратного звонка

Ваше имя



Ваш телефон



Задать вопрос

Ваш email



Ваш вопрос



Проконсультироваться

Ваш email



Ваш вопрос



ГРУППЫ

ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО

(ЭЛЕКТРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО) ПЕРСОНАЛА И УСЛОВИЯ

ИХ ПРИСВОЕНИЯ

Группа по электробезопасности

Минимальный стаж работы в электроустановках, мес.

Требования к персоналу

персонал организаций, имеющий

практиканты

основное общее образование

среднее полное образование

начальное профессиональное и высшее профессиональное (техническое) образование

высшее профессиональное (техническое) образование в области электроэнергетики

начальных профессиональных учебных заведений

высших учебных заведений и техникумов

1

2

3

4

5

6

7

8

II

Не требуется

Не требуется

1. Элементарные технические знания об электроустановке и ее оборудовании.

2. Отчетливое представление об опасности электрического тока, опасности приближения к токоведущим частям.

3. Знание основных мер предосторожности при работах в электроустановках.

4. Практические навыки оказания первой помощи пострадавшим

5. Работники с основным общим или со средним полным образованием должны пройти обучение в образовательных организациях в объеме не менее 72 часов

III

3 в предыдущей группе

2 в предыдущей группе

2 в предыдущей группе

1 в предыдущей группе

6 в предыдущей группе

3 в предыдущей группе

1. Элементарные познания в общей электротехнике.

2. Знание электроустановки и порядка ее технического обслуживания.

3. Знание общих правил охраны труда, в том числе правил допуска к работе, правил пользования и испытаний средств защиты и специальных требований, касающихся выполняемой работы.

4. Умение обеспечить безопасное ведение работы и вести надзор за работающими в электроустановках.

5. Знание правил освобождения пострадавшего от действия электрического тока, оказания первой помощи пострадавшим на производстве и умение практически ее оказывать

IV

6 в предыдущей группе

3 в предыдущей группе

3 в предыдущей группе

2 в предыдущей группе

-

-

1. Знание электротехники в объеме специализированного профессионально-технического училища.

2. Полное представление об опасности при работах в электроустановках.

3. Знание Правил, правил технической эксплуатации электрооборудования, правил пользования и испытаний средств защиты, устройства электроустановок и пожарной безопасности в объеме занимаемой должности.

4. Знание схем электроустановок и оборудования обслуживаемого участка, знание технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ.

5. Умение проводить инструктаж, организовывать безопасное проведение работ, осуществлять надзор за членами бригады.

6. Знание правил освобождения пострадавшего от действия электрического тока, оказания первой помощи и умение практически оказывать ее пострадавшему.

7. Умение обучать персонал правилам охраны труда, практическим приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве и умение практически ее оказывать

V

24 в предыдущей группе

12 в предыдущей группе

6 в предыдущей группе

3 в предыдущей группе

-

-

1. Знание схем электроустановок, компоновки оборудования технологических процессов производства.

2. Знание настоящих Правил, правил пользования и испытаний средств защиты, четкое представление о том, чем вызвано то или иное требование.

3. Знание правил технической эксплуатации, правил устройства электроустановок и пожарной безопасности в объеме занимаемой должности.

4. Умение организовать безопасное проведение работ и осуществлять непосредственное руководство работами в электроустановках любого напряжения.

5. Умение четко обозначать и излагать требования о мерах безопасности при проведении инструктажа работников.

6. Умение обучать персонал правилам охраны труда, практическим приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве и умение практически ее оказывать