Первые меры по борьбе с нарушениями СРО
В последнее время все чаще встает вопрос борьбы с нарушениями в области саморегулирования. Связано это с увеличением миграции строительных организаций в сторону «коммерческих СРО» и безнаказанностью последних.
Как заявил директор Департамента мониторинга и взаимодействия с органами государственного надзора НОСТРОЙ Валерий Ревинский, в Национальном объединении прекрасно осведомлены о нарушениях такого рода. Однако повлиять на нарушителей в объединении не могут. Уведомления о нарушивших закон СРО регулярно поступают в Ростехнадзор, но ответной реакции не следует.
Организация-нарушитель получает уведомление предписывающие устранить обнаруженные нарушения, вместо необходимой внеплановой проверки. В результате задачи по контролю за деятельностью СРО остаются невыполненными.
В данный момент идет подготовка материалов свидетельствующих о нарушениях в области саморегулирования. Минрегион при участии Национальных объединений строителей, изыскателей и проектировщиков собирается предоставить эту информацию в в МВД и Генпрокуратуру РФ.
В тоже время Рабочей группой по выработке предложений и осуществлению мер по борьбе с недобросовестными строительными организациями готовится предложение по внесению изменений в Градкодекс. Среди прочего на рассмотрение выдвигается вопрос о наделении Национальных объединений СРО специальными полномочиями по контролю.
По словам Валерия Ревинского НОСТРОЙ либо получит право участвовать в мероприятиях по контролю. Либо полностью будет осуществлять контрольную функцию за деятельностью строительных компаний, в то время как функция надзора останется за государственными органами.
Рассматривается вопрос и о поправках в УК РФ, которые предусматривают уголовную ответственность руководителей СРО. По мнению координатора НОСТРОя по СЗФО, вице-президента НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексея Белоусова эта инициатива станет серьезным шагом в контроле над организациями — нарушителями закона.
Но из-за длительного процесса передачи функции контроля Минрегиону, все чаще государственные власти призывают к самостоятельному решению вопроса «недобросовестных» организаций.
Алексей Белоусов считает, что проблему можно решить только путем формирования актуального информационного поля для компаний, которые собираются переходить в «коммерческие СРО».
Одним из способов создания информационного поля является единый Реестр членов строительных СРО, на основе информационной базы НОСТРОЙ (на данный момент более 50 процентов информации уже занесено в Реестр). В будущем, на базе этого Реестра могут появиться Реестры организаций, рекомендуемых к государственным заказам и организаций получивших отказ в допуске или исключенных из СРО.
Результаты может принести и сотрудничество с управлениями ФАС и органами исполнительной власти в регионах.
Ревинский приводит пример реализации такой схемы взаимодействия в Смоленске. СРО «СтройРегион» из Санкт-Петербурга дает рекламу о выдаче допусков в краткие сроки. После обращения местных СРО в ФАС принимается решение о факте нарушения закона, и реклама больше не появляется. Кроме Смоленска схема была отработана в Белгороде и других городах. Например, в Сахалинске при поддержке исполнительной власти идет активная борьба с нарушениями и со стороны СРО, и со стороны Правительства области. СРО подают заявление в органы надзора для выяснения информации о неизвестных вновь появившихся организациях. Валерий Ревинский надеется, что в скором времени все СРО примут участие в борьбе с правонарушениями.