Получите консультацию прямо сейчас

Адрес:
123557, Москва, Большой Тишинский
переулок, д. 8, стр. 2.

Время работы:
Пн-Пт с 9:00 - 18:00
Сб, Вс - выходной

Начисление компенсаций по результатам АРМ

Согласно ст. 219 ТК РФ «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда» каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными условиями труда. Установлены следующие льготы и компенсации:
Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями, и условиями их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

В действующем законодательстве существует понятие «компенсация» и «повышенная оплата труда».
На практике крайне затруднительно однозначно квалифицировать выплату за работу во вредных условиях как доплату, установленную ст. 146 ТК РФ, либо как компенсацию, установленную ст. 219 ТК РФ.

Прежде всего, следует заметить, что Трудовой кодекс РФ не обязывает устанавливать «компенсации за вредные (опасные и др.) условия труда», хотя такой оборот и присутствует в ст.57 и ст. 210. Во всех остальных случаях речь идет о «компенсациях работникам, занятым во вредных (опасных и др.) условиях труда». «За что именно» и «в каком размере» должны предоставляться «компенсации» Трудовой кодекс РФ не уточняет.
Итак, статья 147 ТК РФ предусматривает, что “оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права”. Стоит сразу отметить, что во многих действующих и вновь принимаемых законодательных актах до сих пор применяется термин “тяжелые работы”, определения которым нет ни в одном действующем нормативно-правовом акте, в отличие от “вредных” и “опасных” условий труда.
Далее в статье 147 ТК РФ определено, что “минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”, а “конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников”.
В развитие установленных Трудовым кодексом гарантий, в том числе и рассмотренной нами статьей 147, не так давно Правительство РФ приняло Постановление от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (далее — Постановление N 870).
Не пересказывая сути этого крайне нужного и необходимого документа остановимся на вопросах, которые порождают новые недоразумения.
Читаем пункт 1 Постановления N 870: “установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, следующие компенсации:…”. Стоп. Обратите внимание — в тексте документа “компенсации”, а в названии документа “повышенная оплата труда работников”. По сути Постановления №870 между этими двумя терминами поставлен знак равенства, но так ли это на самом деле? И вновь обращаемся к Трудовому кодексу.
Статья 164 ТК РФ дает определение понятия “компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами”.
В статье 219 ТК РФ установлено, что “каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда”. Так вот, в Трудовом кодексе работникам, занятым на работах с вредными условиями труда конкретных компенсаций не предусмотрено, только в статье 210 ТК РФ установление таких компенсаций провозглашено одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.

Каждый работник, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором (ст. 219 ТК РФ).
Размеры компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. К сожалению, такой порядок до настоящего времени Правительством РФ не утвержден.
Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя. Заметим, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
Если организация по результатам аттестации рабочих мест установила работникам, занятым в так называемых «вредных условиях труда» так называемые «компенсации» и учитывает их при налогообложении как «выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством» (НК РФ, ст. 217, абз.1) — это является налоговым правонарушением.
Вдвойне опасно, если организация умышленно использует инструмент «компенсаций» в качестве средства для т.н. «оптимизации налогообложения», т.е. уклонения от уплаты налогов. Это деяние квалифицируется уже как налоговое преступление (ст. 199 УК РФ).
В письме Минфина РФ от 04.07.2007 N 03-04-06-01/211 «О налогообложении выплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» приводятся следующие разъяснения:
«В соответствии со ст. 147 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870:
1. Установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации:
сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней;

повышение оплаты труда — не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Резюме: если работодатель решил выплачивать повышенную оплату труда по результатам АРМ, нужно квалифицировать это как доплату, а не компенсацию и облагать социальным налогом с этой доплаты удерживать НДФЛ. Конкретный размер устанавливает работодатель в локальных актах, коллективном договоре или трудовых договорах. Согласно Постановлению № 870 не ниже 4 %.

Благодарственные письма
наших клиентов

Похожие услуги

Наши клиенты

Обратный звонок

Спасибо!

Ваша заявка получена. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время по указанным контактным данным